среда, 13 сентября 2017 г.

От "Умного дома БХВ" до "конструкторского бюро" в школе

Ранее я уже писал о наборе "Умный дом" от издательства БХВ. Как и большинство хороших наборов для творчества на основе контроллеров Arduino, он привлек мое внимание, как один из возможных вариантов поддержки курса конструирования, робототехники и электроники в школе. А то, что такие курсы не за горами, уже видно. Даже у нас, в школе с углубленным изучением английского языка, 3-5 классы с этого года с удовольствием занимаются робототехникой и конструированием. Вообще, у меня мечта - увидеть переход от "гуманитарности" школ с языковым уклоном, к их "технологичности", когда английский язык станет лишь инструментом, а спектр его приложения станет значительно шире. Ведь для технического направления это - прекрасная возможность уже на ранней стадии обучения использовать огромное количество литературы и профильных сайтов на иностранных языках.
Но вернемся к набору. Прежде, чем думать о включении в учебный процесс, мы пробуем, как воспринимают дети работу с схемами, подбираем ПО для использования. Ну, по тем вариантам, когда удавалось подсунуть набор шестиклассникам, могу сказать - интерес есть. Причем именно к тому, чтобы своими руками собрать схему, понаблюдать за горящим диодом... И это после того, как эти дети столько возились с тем же ScratchDuino... Ну да, нужно новое.
Понятно, что использовали сначала привычное уже по работе с роботами ПО - mBlock. на текущий момент это, пожалуй, самый удобный инструмент для программирования Arduino контроллеров в стиле Scratch. О mBlock уже писал А.Григорьев, но в ближайшем будущем надо бы посвятить этому инструменту больше материалов, он того стоит..
И, опять же понятно, что первыми программами стали "моргалки" светодиодом, знаменитый
Blink. Сначала на самой плате Arduinio Uno, затем отдельным светодиодом.


Дальше больше, но вот тут, наблюдая за платой контроллера, шаловливыми ручками, проводами и т.д. посетила мысль, что долго так набор не проживет. Т.е. дома нормально, там все же поменьше пользователей, да и, если что, новый купить можно. А вот в школьных условиях - выбил себе N наборов, береги, когда еще новые будут. В общем, замыслили мы сделать коробочку для набора. А на потом оставили еще разработку специальной системы ящичков, чтобы можно было по столам быстро раскладывать компоненты для сборки.

Примеров коробки для контроллера в сети много, но такого, как нам хотелось - не нашли, поэтому делали часть заново.
Модель делали во FreeCad.



 Заодно придумали клеймо для "отметки" своих изделий. Мелочь, а мелким нравится... Ну и нам душу греет)))

Дальше модель перекочевала в слайсер Cura



 Потом принтер MZ3D-360C напечатал коробочку. 




 Потом, правда, пришлось еще много печатать, на всяческих мероприятиях народ себе забирает "образцы" (с разрешения, конечно, нам жалко, но пусть)))
В общем, выглядит это примерно так:
 Потом плату - просто укладываем в коробочку, монтажную плату - на ее же скоч (думали над вариантами вставок-зажимов, но так проще всего. И надежно).

Потом четыре винта - скрутить.



Ну и все, дальше - только пользоваться. Все разъемы видны, тексты читаются, светодиоды моргают и на плате и отдельно.

Вот примерно в таком виде + коробочки для мелочевки (надо хорошо подумать) и комплекты для фронтальных занятий есть.
Правда, чуть позже появилась мысль чуть переиначить коробочку, сделать еще несколько крепежек.... для моторов. Тогда еще и первых роботов на них строить можно будет)))

И вот смотрим мы на весь этот процесс, и зарождается мысль... А ведь действительно меняется техносфера школы. Те же 3D принтеры уже можно купить по вполне приемлемым ценам (вон, правильные китайцы уже перевезли наборы для сборки Пруссы через границу, лишив нас плясок с растаможкой, и теперь на Али можно заказать за 12-13000р набор для сборки на стальной раме с большим подогреваемым столом. Скоро сможем заценить, что там в реальности, пока только по описанию). Понятно, что послеледний вариант - для личного пользования, но и произведенные в России агрегаты уже доступны, в пределах 50-60000 вполне дееспособные особи попадаются. Так что не за горами - массовое использование в школах. А ведь еще есть всяческие ЧПУ, лазеры, фрезеры, токарные и слесарные станки... А еще есть курс технологии, да и сама концепция Технологии в школе на глазах меняется. Кстати, рекомендую поучаствовать
в обсуждениях и анкетированиях по этому поводу.


http://www.spbfgos.org/tehnologiya


В общем, смотря на это будущее я мечтаю о появлении в школах "Конструкторских бюро", в которые можно будет принести свой проект, заявку (учитель, ученик) и получить готовы продукт-решение. Скажем, учителю начальной школы потребовались объемные геометрические фигуры для демонстрации, а учителю английского - пластиковые фигурки на магнитах для сценки на магнитной доске.... А какой-то команде для представления проекта надо бы создать действующий прототип... И вот тут можно обратиться в Конструкторское бюро, в которое входят ребята и учителя, для которых все эти станки, принтеры, инженерная графика - самое их дело, и там задача будет проанализирована, назначены исполнители, определено, кто привлекается для проекта (иногда полезно и заказчика привлечь на какие-то этапы).... Ведь еще недавно учителя вовсю пользовались услугами тех ребят, которые осваивали раньше и лучше других те же презентации, работу с видео и аудио. А сейчас - новый виток. Нужны инженеры - мейкеры.
Кажется - далекое будущее? А мне почему-то кажется, что это уже завтра). А надо было - вчера, чтобы не мы с Али наборы заказывали, а они в очередь стояли.

UNO.zip - файлы коробочек, описанных в статье, для плат Arduino UNO, в формате stl


PS Листинги программ на mBlock по первым урокам с набором - опубликую в следующий раз. Возможно, будет интересно и тем родителям, которые купили данные наборы для ребенка, а там - серьезная книжка для взрослого (ну, хотя бы класса с 9-го) инженера и непонятное программирование в Arduino IDE. Вот тут-то как раз mBlock, который Scratch+Arduino и выручит.



Комментариев нет:

Отправить комментарий