пятница, 10 ноября 2017 г.

Использование распределенных ресурсов сетевых партнеров для формирования современной техносферы  образовательной организации

 Винницкий Юрий Анатольевич

Современные образовательные задачи требуют поддержки проектной и исследовательской деятельности, использования практико-ориентированных технологий XXI века для созидающей деятельности, интеграции всех предметных областей для решения единой задачи формирования компетенций в области проектно-исследовательской деятельности, технологии, технического творчества, изобретательства. Новые технологии определяют мышление всех участников образовательных отношений, их техноментальность. Учебные проекты и задачи дополняются возможностью воплотить их в практике технического решения, что кардинально меняет не только возможности проектно-конструкторской и исследовательской деятельности в школе, но и в целом всю пространственно-предметную среду, предлагая совершенно новые инструменты для достижения ключевых задач образования, повышая мотивацию и заинтересованность в конечном результате образования. И эти возможности нужно использовать!

Да, не во всех ОО существуют нужные кадровые и технические ресурсы для реализации сложных инженерных проектов. Но если объединить эти ресурсы? Да еще дополнить их возможностями партнеров – разработчиков ПО и оборудования для образования, заинтересованных в идеях, апробации уже существующих решений, написании методических материалов по использованию самых современных программно-аппаратных средств в школе? Добавить сюда сотрудничество с издательствами, которым нужны для издания современные пособия, книжки для самостоятельного технического творчества и сборники увлекательных проектов? Дополнить ВУЗами, которые весьма стремятся уже на ранней стадии, в школе, отбирать будущих талантливых студентов? В результате можно выйти на отличное проектное объединение, с выпуском по-настоящему инновационных продуктов, в основе которых реальный запрос от системы образования а реализация соответствует современным техническим стандартам.
 На определенной стадии развития мы столкнулись с ограничениями наших возможностей в области проектно-технического творчества и в целом техносферы школы. И попробовали организовать такое сотрудничество, вовлекая в работу самых разных партнеров. Изначально было понятно, что каждый партнер решает свои задачи, на благотворительность рассчитывать сложно. Поэтому был выработан цикл взаимодействия, предусматривающий поиск взаимовыгодных вариантов развития сотрудничества. Ну а поскольку ранее мы специализировались на свободных программно-аппаратных решениях, то и наши партнеры в совместных проектах сориентированны именно на них. Общая схема развития проектов стала такой, как на рисунке  1.


Рис.1 Проектный цикл с привлечением организаций-партнеров.
По мере расширения круга интересующих нас задач расширялся и спектр заинтересованных в их решении партнеров. На рис.2 – партнеры по работам в 2016-2017 годах. Назвали мы это сообщество - «Лаборатория проектов».


Рис.2 Партнеры школы в 2016-2017 годах.
Результаты взаимодействия оказались настолько впечатляющими, что теперь хочется поставить вопрос о трансляции данного опыта и привлечении в круг заинтересованных организаций как можно большего количества образовательных организаций.
По сути, речь идет о создании полномасштабного кросс-возрастного сообщества "Лаборатория проектов", в которую сможет обратиться обучающийся или учитель, принести свой проект или заявку и, если проект действительно интересен, то участники- партнеры сообщества предлагают варианты сотрудничества. Например, учителям начальной школы могут потребоваться объемные геометрические фигуры для демонстрации. И вот тут можно обратиться в «Лабораторию проектов», сформулировать предложение, задача будет проанализирована, и, если она будет интересна не только «генератору идеи», то появятся партнеры, будет спроектирован и создан конечный продукт. При этом конечный продукт – собственно модели геометрических фигур, будет востребован множеством образовательных организаций, компании – разработчики 3D–принтеров получат возможность продемонстрировать возможности использования своей техники для решения классических школьных задач, в рамках предмета технологии появятся методические рекомендации по созданию таких моделей в CAD – системах и последующего технологического воплощения (3D – печать, склейка из бумаги, выпиливание лобзиком – вариантов много), а преподаватели инженерной графики получат практико-ориентированное задание для уроков. Это лишь частный пример. Да, для такого объединения требуется техническая и нормативная основа,  регламент рассмотрения и оценки заявок, соответствующие дополнительные образовательная программы и курсы повышения квалификации преподавателей в области реального проектирования. Но конечный результат стоит этих усилий – объединение технических и проектных возможностей школ, компаний, ВУЗов, методических центров и издательских систем района, города, а может быть и страны позволит совместно решать самые сложные технические вопросы при проведении проектных работ. Это может придать колоссальный импульс развитию проектной работы в школах, вывести профориентационную работу по инженерным направлениям на качественно иной уровень, создать предпосылки для появления по-настоящему инновационных разработок в области образования.
В настоящее время в Центральном районе Санкт-Петербурга мы создаем экспериментальный вариант такого «документированного» сообщества, надеемся, скоро оно выйдет и на городской уровень. До публикации ссылок на сетевой ресурс проекта потенциальные участники могут обращаться к автору статьи, одному из кураторов проекта (sch169@center-edu.spb.ru, тема – Лаборатория проектов).
В заключение перечислим несколько наших проектов, успешно завершенных в 2016-2017 учебном году и потребовавших совместных усилий заинтересованных партнеров.
·               Scratch и Arduino для юных программистов и конструкторов / Ю. А. Винницкий, А. Т. Григорьев. — СПб.: БХВ-Петербург, 2018. — 176 с.: ил.


Рис.3 Обложка новой книги.
Книга и набор электронных компонентов. Набор может стать основой внеурочных занятий, кружка, а также использоваться ребенком самостоятельно, в домашних условиях. Книга дает первоначальные знания по визуальному программированию микроконтроллеров в  scratch  подобных средах, проектированию и дизайну компьютерных игр и элементов «Умного дома» с использованием внешних интерфейсов управления, содержит ряд игровых проектов. Описанные в книге проекты апробированы в курсе внеурочной деятельности по робототехнике в школе 169.
Партнеры школы 169 по проекту: издательство «БХВ.Петербург» и ООО МГБОТ, специалисты которого разработали специальные электронные компоненты - модульные светодиодные сборки, позволяющие значительно упростить сборку и выполнение предложенных в книге проектов.
·        Разработка Arduino-совместимой  платы расширения, позволяющей соединять электронные компоненты проекта с помощью удобных проводов и RJ – соединений. Такие провода легко монтировать даже в школьных условиях, а данный тип соединения безопаснее традиционного DuPont, упрощает и ускоряет монтаж проектных работ в рамках учебных занятий. Данный проект был реализован компанией ООО МГБОТ на основе рекомендаций к учебно-ориентированному оборудованию от специалистов 169-ой школы. В результате создана плата рсширения, оптимально подходящая для использования в учебных проектах на основе Arduino.

Рис.4 Робот МГБОТ с новым шилдом.
Из интересных и продуктивных проектов можно также перечислить:
·         Проект с Московским заводом торгового оборудования по доработке для использования в образовательных учреждениях 3D принтера MZ3D-360C. В рамках соглашения школой получен 3D принтер, компания-разработчик по итогам исследования внесла 4 серьезных конструктивных изменений в свою продукцию, значительно повышающих как точность работы оборудования, так и его «живучесть» при напряженном графике работы в условиях ОО.
·         Проект с ООО Rubot (сейчас чаcть проекта с инновационным классом ScratchDuino)  по изучению возможностей использования в образовательной деятельности универсального станка ЧПУ (фрезер-лазер-3D принтер) Rubot Protos. Принтер стал частью МТБ предмета технологии и внеурочной деятельности, на нем выполнены такие проекты, как обвес роботов MakeBlock Ranger для учебного использования, совместный проект с МО учителей математики Центрального района "Математика и искусство в Русском музее" (мы напечатали сложную объемную модель дворца-музея).
·         Проект с ГБОУ школа № 163, ЗАО "Мезон.Ру" и издательством Бином - пособие "Конструируем роботов на ScratchDuino. Первые шаги"/Авторы: Винницкий Ю. А. , Поляков К. Ю., 2016 ISBN: 978-5-906828-98-9
·         Проект с 3dquality по тестированию новых видов пластика для 3D принтеров.
В настоящее время в работе 5 новых проектов, в том числе с участием уже международного партнера, компании MakeBlock. Но об этом мы расскажем чуть позже.
Результаты реализации тех проектов, которые осуществлены всего за год-полтора, показывает огромный потенциал объединения ресурсов партнеров, заинтересованных в современных образовательных решениях. 
И это надо использовать, присоединяйтесь!

PS  Можно спросить, а при чем тут техносфера... Но дело в том, что в ходе совместных проектов выстраивается и наращивается как раз настоящая техносфера образовательной организации. Есть много определений техносферы, ближе всего к образованию, как нам кажется, вот такое:
ТЕХНОСФЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – это совокупность содержания образования, ресурсов, технологий, нормативов, а также связанные с ней коммуникации и общественные отношения.
 А что мы видим выше, в основном тексте?))) Коммуникация и общественные отношения в ходе практико-ориентированной проектной деятельности приводят к тому,  что расширяется спектр используемых ресурсов (МТБ и кадровые ресурсы), в школе появляются новые технологии, существенно меняется и содержание образования (та же предметная область ТЕХНОЛОГИЯ претерпела кардинальные изменения).

Так что все в порядке. Действительно проекты с привлечением внешних партнеров - отличный инструмент формирования правильной современной техносферы!


Комментариев нет:

Отправить комментарий