Использование распределенных ресурсов сетевых партнеров для формирования современной техносферы образовательной организации
Винницкий
Юрий Анатольевич
Современные образовательные
задачи требуют поддержки проектной и исследовательской деятельности,
использования практико-ориентированных технологий XXI века для созидающей деятельности,
интеграции всех предметных областей для решения единой задачи формирования
компетенций в области проектно-исследовательской деятельности, технологии,
технического творчества, изобретательства. Новые технологии определяют мышление
всех участников образовательных отношений, их техноментальность. Учебные
проекты и задачи дополняются возможностью воплотить их в практике технического
решения, что кардинально меняет не только возможности проектно-конструкторской
и исследовательской деятельности в школе, но и в целом всю
пространственно-предметную среду, предлагая совершенно новые инструменты для
достижения ключевых задач образования, повышая мотивацию и заинтересованность в
конечном результате образования. И эти
возможности нужно использовать!
Да, не во всех ОО существуют нужные кадровые и технические ресурсы для реализации сложных инженерных проектов. Но если объединить эти ресурсы? Да еще дополнить их возможностями партнеров – разработчиков ПО и оборудования для образования, заинтересованных в идеях, апробации уже существующих решений, написании методических материалов по использованию самых современных программно-аппаратных средств в школе? Добавить сюда сотрудничество с издательствами, которым нужны для издания современные пособия, книжки для самостоятельного технического творчества и сборники увлекательных проектов? Дополнить ВУЗами, которые весьма стремятся уже на ранней стадии, в школе, отбирать будущих талантливых студентов? В результате можно выйти на отличное проектное объединение, с выпуском по-настоящему инновационных продуктов, в основе которых реальный запрос от системы образования а реализация соответствует современным техническим стандартам.
На определенной стадии развития мы столкнулись с ограничениями наших возможностей в области проектно-технического творчества и в целом техносферы школы. И попробовали организовать такое сотрудничество, вовлекая в работу самых разных партнеров. Изначально было понятно, что каждый партнер решает свои задачи, на благотворительность рассчитывать сложно. Поэтому был выработан цикл взаимодействия, предусматривающий поиск взаимовыгодных вариантов развития сотрудничества. Ну а поскольку ранее мы специализировались на свободных программно-аппаратных решениях, то и наши партнеры в совместных проектах сориентированны именно на них. Общая схема развития проектов стала такой, как на рисунке 1.
Да, не во всех ОО существуют нужные кадровые и технические ресурсы для реализации сложных инженерных проектов. Но если объединить эти ресурсы? Да еще дополнить их возможностями партнеров – разработчиков ПО и оборудования для образования, заинтересованных в идеях, апробации уже существующих решений, написании методических материалов по использованию самых современных программно-аппаратных средств в школе? Добавить сюда сотрудничество с издательствами, которым нужны для издания современные пособия, книжки для самостоятельного технического творчества и сборники увлекательных проектов? Дополнить ВУЗами, которые весьма стремятся уже на ранней стадии, в школе, отбирать будущих талантливых студентов? В результате можно выйти на отличное проектное объединение, с выпуском по-настоящему инновационных продуктов, в основе которых реальный запрос от системы образования а реализация соответствует современным техническим стандартам.
На определенной стадии развития мы столкнулись с ограничениями наших возможностей в области проектно-технического творчества и в целом техносферы школы. И попробовали организовать такое сотрудничество, вовлекая в работу самых разных партнеров. Изначально было понятно, что каждый партнер решает свои задачи, на благотворительность рассчитывать сложно. Поэтому был выработан цикл взаимодействия, предусматривающий поиск взаимовыгодных вариантов развития сотрудничества. Ну а поскольку ранее мы специализировались на свободных программно-аппаратных решениях, то и наши партнеры в совместных проектах сориентированны именно на них. Общая схема развития проектов стала такой, как на рисунке 1.
Рис.1
Проектный цикл с привлечением организаций-партнеров.
По мере
расширения круга интересующих нас задач расширялся и спектр заинтересованных в
их решении партнеров. На рис.2 – партнеры по работам в 2016-2017 годах. Назвали
мы это сообщество - «Лаборатория проектов».
Рис.2
Партнеры школы в 2016-2017 годах.
Результаты взаимодействия
оказались настолько впечатляющими, что теперь хочется поставить вопрос о
трансляции данного опыта и привлечении в круг заинтересованных организаций как
можно большего количества образовательных организаций.
По сути, речь
идет о создании полномасштабного кросс-возрастного сообщества "Лаборатория
проектов", в которую сможет обратиться обучающийся или учитель, принести
свой проект или заявку и, если проект действительно интересен, то участники-
партнеры сообщества предлагают варианты сотрудничества. Например, учителям
начальной школы могут потребоваться объемные геометрические фигуры для
демонстрации. И вот тут можно обратиться в «Лабораторию проектов», сформулировать
предложение, задача будет проанализирована, и, если она будет интересна не
только «генератору идеи», то появятся партнеры, будет спроектирован и создан
конечный продукт. При этом конечный продукт – собственно модели геометрических
фигур, будет востребован множеством образовательных организаций, компании –
разработчики 3D–принтеров получат возможность продемонстрировать возможности использования
своей техники для решения классических школьных задач, в рамках предмета
технологии появятся методические рекомендации по созданию таких моделей в CAD – системах и последующего
технологического воплощения (3D – печать, склейка из бумаги, выпиливание лобзиком –
вариантов много), а преподаватели инженерной графики получат
практико-ориентированное задание для уроков. Это лишь частный пример. Да, для
такого объединения требуется техническая и нормативная основа, регламент рассмотрения и оценки заявок,
соответствующие дополнительные образовательная программы и курсы повышения
квалификации преподавателей в области реального проектирования. Но конечный
результат стоит этих усилий – объединение технических и проектных возможностей
школ, компаний, ВУЗов, методических центров и издательских систем района,
города, а может быть и страны позволит совместно решать самые сложные
технические вопросы при проведении проектных работ. Это может придать
колоссальный импульс развитию проектной работы в школах, вывести
профориентационную работу по инженерным направлениям на качественно иной
уровень, создать предпосылки для появления по-настоящему инновационных
разработок в области образования.
В настоящее
время в Центральном районе Санкт-Петербурга мы создаем экспериментальный
вариант такого «документированного» сообщества, надеемся, скоро оно выйдет и на
городской уровень. До публикации ссылок на сетевой ресурс проекта потенциальные
участники могут обращаться к автору статьи, одному из кураторов проекта (sch169@center-edu.spb.ru, тема –
Лаборатория проектов).
В заключение
перечислим несколько наших проектов, успешно завершенных в 2016-2017 учебном году
и потребовавших совместных усилий заинтересованных партнеров.
·
Scratch
и Arduino для юных программистов и конструкторов / Ю. А. Винницкий, А. Т.
Григорьев. — СПб.: БХВ-Петербург, 2018. — 176 с.: ил.
Рис.3 Обложка
новой книги.
Книга и набор электронных
компонентов. Набор может стать основой внеурочных занятий, кружка, а также
использоваться ребенком самостоятельно, в домашних условиях. Книга дает
первоначальные знания по визуальному программированию микроконтроллеров в scratch –
подобных средах, проектированию и дизайну компьютерных игр и элементов
«Умного дома» с использованием внешних интерфейсов управления, содержит ряд
игровых проектов. Описанные в книге проекты апробированы в курсе внеурочной
деятельности по робототехнике в школе 169.
Партнеры школы 169 по проекту:
издательство «БХВ.Петербург» и ООО МГБОТ, специалисты которого разработали
специальные электронные компоненты - модульные светодиодные сборки, позволяющие
значительно упростить сборку и выполнение предложенных в книге проектов.
·
Разработка
Arduino-совместимой платы расширения,
позволяющей соединять электронные компоненты проекта с помощью удобных проводов
и RJ – соединений. Такие провода легко монтировать даже в школьных условиях, а
данный тип соединения безопаснее традиционного DuPont, упрощает и ускоряет
монтаж проектных работ в рамках учебных занятий. Данный проект был реализован
компанией ООО МГБОТ на основе рекомендаций к учебно-ориентированному
оборудованию от специалистов 169-ой школы. В результате создана плата рсширения,
оптимально подходящая для использования в учебных проектах на основе Arduino.
Рис.4 Робот
МГБОТ с новым шилдом.
Из
интересных и продуктивных проектов можно также перечислить:
·
Проект с Московским заводом торгового
оборудования по доработке для использования в образовательных учреждениях 3D принтера
MZ3D-360C. В рамках соглашения школой получен 3D принтер,
компания-разработчик по итогам исследования внесла 4 серьезных конструктивных
изменений в свою продукцию, значительно повышающих как точность работы
оборудования, так и его «живучесть» при напряженном графике работы в условиях
ОО.
·
Проект с ООО Rubot (сейчас чаcть
проекта с инновационным классом ScratchDuino) по изучению возможностей использования в
образовательной деятельности универсального станка ЧПУ (фрезер-лазер-3D принтер) Rubot Protos. Принтер стал частью МТБ
предмета технологии и внеурочной деятельности, на нем выполнены такие проекты,
как обвес роботов MakeBlock Ranger для учебного использования, совместный проект с МО
учителей математики Центрального района "Математика и искусство в Русском
музее" (мы напечатали сложную объемную модель дворца-музея).
·
Проект с ГБОУ школа № 163, ЗАО
"Мезон.Ру" и издательством Бином - пособие "Конструируем роботов
на ScratchDuino. Первые шаги"/Авторы: Винницкий Ю. А. , Поляков К. Ю.,
2016 ISBN: 978-5-906828-98-9
·
Проект с 3dquality по тестированию новых видов
пластика для 3D принтеров.
В
настоящее время в работе 5 новых проектов, в том числе с участием уже
международного партнера, компании MakeBlock.
Но об этом мы расскажем чуть позже.
Результаты
реализации тех проектов, которые осуществлены всего за год-полтора, показывает
огромный потенциал объединения ресурсов партнеров, заинтересованных в
современных образовательных решениях.
И это надо использовать, присоединяйтесь!
PS Можно спросить, а при чем тут техносфера... Но дело в том, что в ходе совместных проектов выстраивается и наращивается как раз настоящая техносфера образовательной организации. Есть много определений техносферы, ближе всего к образованию, как нам кажется, вот такое:
ТЕХНОСФЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ – это совокупность содержания образования, ресурсов, технологий, нормативов, а также связанные с
ней коммуникации и общественные отношения.
А что мы видим выше, в основном тексте?))) Коммуникация и общественные отношения в ходе практико-ориентированной проектной деятельности приводят к тому, что расширяется спектр используемых ресурсов (МТБ и кадровые ресурсы), в школе появляются новые технологии, существенно меняется и содержание образования (та же предметная область ТЕХНОЛОГИЯ претерпела кардинальные изменения).
Так что все в порядке. Действительно проекты с привлечением внешних партнеров - отличный инструмент формирования правильной современной техносферы!
Комментариев нет:
Отправить комментарий